Последние несколько лет Украина переживает настоящий велобум. Всё больше и больше людей пересаживаются на железных коней, кто-то ради довольствия, кто-то ради экономии, ведь с выросшими ценами на проезд и низким качеством услуг перевозки добираться на работу велосипедом куда удобней и выгодней.
Правда есть здесь и одно, вместе с падением курса гривны, цена на все импортные товары резко поползли вверх, а вот зарплаты остались на прежнем уровне. Поэтому многие будущие велосипедисты ищут возможность сэкономить обращая внимание на сегмент б/у велосипедов. Ведь они и недорогие и при этом качественнее, чем новые байки из магазина за ту же цену. Но при покупке таких байков есть свои подводные камни, о которых мы и поговорим сегодня.
Многие новички-велосипедисты, покупая велосипед с рук, забывают, что цена, которую они платят далеко не конечная. Практически любой б/у байк нуждается в техобслуживании. Соответственно, к стоимости велосипеда добавляются вынужденные траты на разного рода мелочь вроде замены отдельных компонентов или целой их системы. Так что покупая велосипед учитывайте эти траты и подумайте, а нельзя ли за те же деньги купить новый байк с гарантийным обслуживанием? Далее мы расскажем о наиболее распространённых дефектах подержанных велосипедов и примерной стоимости их ремонта. В дальнейшем это может стать отличным поводом поторговаться с владельцем и сбить цену.
Этот пункт можно не упоминать, ведь все и так смотрят в первую очередь на косметическое состояние. Но мы хотели бы посоветовать обращать внимание не только на коцки и царапины, но и на трещины. Они хоть и не так часто встречаются, но и назвать их большой редкостью тоже нельзя. Чаще всего их можно встретить на раме у рулевого стакана и в районе подседельной трубы по шву сварки. Наличие трещины говорит об опасности поломки рамы, а значит её придётся варить. При этом сварка алюминиевой рамы обойдётся в несколько раз дороже, а специалистов, умеющих работать с алюминием, не так уж и много.
Цепь, задние (кассета) и передние звёзды (система), переключатели скоростей и кареточный узел — это всё составляющие трансмиссии велосипеда. Она является одной из главных составляющих велосипеда, поэтому от её исправной работы зависит работоспособность байка. С какими неисправностями вы можете столкнуться при покупке б/у байка?
Прежде всего, это износ цепи. Собственно, это расходный компонент и ничего страшного в его поломке или износе нет, но проблемы начнутся, если вовремя её не заменить. Дело в том, что растянутая цепь начинает понемногу «съедать» звёзды. Как следствие, их придётся заменять, а это может вылиться в серьёзные дополнительные затраты.
Как определить износ?
Износ звёзд можно определить взглянув на форму звеньев кассеты. Если они имеют острую вершину значит износ критичен. Такие зубья уже не могут работать нормально, отчего цепь будет проскакивать во время езды. Это же указывает на критичный износ и цепи велосипеда, которая, фактически, уничтожила зубья кассеты. Ездить при таком износе весьма опасно, во-первых, цепь может порваться в самый неподходящий момент, во-вторых, вы снижаете свою манёвренность и в опасной ситуации не успеет отъехать из-за проскакивания цепи.
Также бывают случаи, когда износ цепи не столь критичен, и она ещё не успела нанести сильного урона звёздам.
Кареточной узел или в простонародье каретка — это ещё один узел, на который стоит обратить внимание. Как правило, каретка служит дольше чем колёсные втулки, но и её ресурс не бесконечный, поэтому она тоже изнашивается.
Как определить износ?
Когда речь заходит о колёсах, то все в первую очередь все обращают внимание на «восьмёрки». Конечно, они тоже нежелательны, хотя бывают менее заметные, но от того не менее опасные поломки.
Например, износ втулок. В бюджетных велосипедах и велосипедах средней ценовой категории используются втулки с насыпными подшипниками, которые требуют регулярного обслуживания. И если их обслуживание пренебречь они начинают быстро изнашиваться. Как следствие, колесо начинает «люфтить» (двигаться в горизонтальной плоскости). Отчего при езде возникает вибрация. Это происходит из-за износа конусов втулки.
Как определить?
Попробуйте пошатать колесо из стороны в сторону, если чувствуйте, что оно немного двигается несмотря на то, что ось надёжно зафиксирована, значит втулка уже сильно изношена.
Иногда конуса можно заменить, но из-за того, что производитель часто меняет и стандарт подобрать нужный конус бывает очень сложно, а зачастую просто невозможно. Кроме того, по цене ремонт может обойтись в стоимость новой втулки, если мы говорим о бюджетных моделях.
Также бывают случаи, когда втулки не «люфтят», но выработка конусов в них может присутствовать. Чтобы убедиться в том, что втулка не находится «при смерти», снимите колесо и покрутите его ось руками. Если ход плавный и лёгкий, всё нормально, если при прокрутке ось крутится рывками и её явственно закусывает, то ресурс её на исходе.
Стоит сказать пару слов и об ободе. Естественно, первое на что обращают внимание — это «восьмёрки». Их наличие причина серьёзно поторговаться, причём чем больше они, тем больше стоит сбивать цену. Так как вправление большой восьмёрки на старом ободе может стать ещё тем квестом. Также при покупке велосипеда с рук можно наткнуться на обод, восстановленный после серьёзной деформации. С виду он может быть вполне нормальным, с небольшой восьмёркой, но сильно потерявший в прочности. Не факт, что после вправления такой обод не согнётся на первой же маломальской кочке.
Как определить?
Определить такие обода можно 2 способами:
Если на покупаемом велосипеде присутствуют один или оба из перечисленных выше дефектов, лучше отказаться от его покупки. Ведь замена колёс может обойтись в стоимость такого же б/у велосипеда.
Если вы выбираете МТВ-велосипед, то обязательно стоит обратить внимание на вилку. Амортизационная вилка на горных байках — это ещё одно уязвимое место.
Как определить износ?
Речь, конечно, пойдёт о дисковых тормозах, так как V-брейки чрезвычайно примитивны и все их недостатки видны сразу.
Как определить состояние дисковых тормозов?
Конечно же, стоит проехаться и опробовать то как они тормозят. Исправные тормоза не должны скрипеть при торможении или поскрипывать при езде. В первом случае виновник всему жир, попавший на ротор тормоза, а оттуда на тормозные колодки. Причин тому может быть несколько:
Если же тормоз не скрипит во время торможения, но немного поскрипывает во время езды, то дело в погнутом тормозном роторе или a плохо настроенных тормозах. В первом случае требуется замена ротора, так как он не ровняется. Во втором поможет правильная настройка тормозов.
Ещё одна вещь, о которой стоит помнить — это документы на велосипед. Нередко с рук продают краденые байки. Если вы видите, велосипед относительно новый без явных следов износа, то обязательно поинтересуйтесь документами на него. Это может быть чек или паспорт. Иначе вы вполне можете оказаться участником истории подобной этой.
Подводя итог можно сказать, что данные советы подойдут тем, кто покупает относительно новый велосипед, но котором не проехали пару десятков тысяч километров без должного ухода. Также эти советы не подойдут тем, кто собирается купить ультра бюджетный велосипед а-ля «ашанбак» с рук. Так как, скорее всего, вы столкнётесь если не со всеми, то со множеством из перечисленных проблем. Но с другой стороны, как говорят в Одессе «Таки, что вы хотели за такие смешные деньги?». И цену на такие байки сбросить не получится. Поэтому подумайте дважды перед тем как покупать их.