20 лет назад, когда карбоновые рамы только появлялись на рынке многими экспертами проводилось сравнение на тему того, каким должен быть идеальный материал для рам — алюминия, сталь, титан или карбон? Тогда карбон занимал последние места вместе со сталью. Но время идёт и ситуация кардинально изменилась, и углеволокно стало материалом для байков high-end класса. Стоимость карбоновых рам может достигать и 2000$, и эта цена может стать оправданной если взглянуть на качество материала. Но удивительным является тот факт, что углеволокно начинает доминировать не только в как материал для рам, но и как материл для других велокомпонентов.
Карбон является сложным материалом, при помощи которого можно создавать легкие, сложные рамы с множеством различных комбинаций форм, необходимых для велосипедов. Углеродное волокно способно принимать практически любую даже самую сложную форму. Что позволяет создавать из него любую деталь.
Углеродное волокно представляет собой длинную прядь материала, изготовленного из атомов углерода. Тысячи этих прядей объединяются для создания особой пряжи, которая затем объединяется со смолой для изготовления углеродных листов.
Создание карбоновой рамы или каких-либо иных деталей к велосипеду производится посредством накладывания углеродных листов, на специальную форму. Как правило в качестве формы выступают специальные алюминиевые формы, которые проходят предварительный нагрев, что карбоновые листы были более податливыми.
При этом рама разделяется на несколько элементов, которые создаются по-отдельности (кареточный узел, стакан для вилки, верхняя и нижняя труба и пр), а сборка в единую конструкции происходит перед запеканием. А лэй-ап — это собственно и есть те слои, который наносится после сборки всех
Большинство карбоновых велосипедов производится в странах Азии. Основная часть всех произведённых карбоновых рам приходится на Тайвань и Китай. Именно в этих двух странах производят рамы и велосипедные компоненты из углеродного волокна для большинства известных велобрендов.
Листы углеволокна из которого изготавливаются велосипедные рамы имеют однонаправленное плетение. Его расположение может влиять на ездовые характеристики. Идеальные углеродистые рамы — это рамы жесткие, легкие, и способные гасить вибрации. Сочетание этих факторов приведет к созданию отличного велосипеда. Все эти факторы фактически контролируются лэй-апами, поэтому, чем лучше укладка, тем лучше велосипед!
Очень прочный! Углерод может получить много урона, прежде чем прейти в негодность, и даже тогда его можно будет значительно легче восстановить, чем большинство других материалов. Благодаря свои особенностям карбоновые рамы могут быть заклеены без применения сложного оборудования. При этом после восстановления рамы общая её прочность практически не снизится.
Что касается нагрузок, которые способны выдержать изделия из карбона, то они весьма высоки. Так углеволокно превосходит сталь в пределе прочности на растяжение.
В связи с возросшей популярностью карбоновых рам, их начали подделывать. Собственно, это беда любого сколь-нибудь популярного товара. Откуда берутся подделки? В большинстве своём из Китая. Это могут быть как поделия небольшой семейных фабрик, так рамы с заводов гигантов (как правило это та часть продукции, которая не прошла качественный отбор).
Как определить подделку? На глаз это сделать это очень сложно. Поэтому смотрим на косвенные признаки. Как и в большинстве вещей в жизни, если это выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, это, вероятно, неправда. Поддельная рама будет иметь низкую цену и копировать форму известных производителей.
При этом стоит понимать, что углерод, как материал, продолжает исследоваться изделия из него продолжают совершенствоваться, а процесс изготовления упрощаться. Так что велосипеды будут проходить долгий путь улучшения прочность и надёжности, с сопутствующим им снижением цены.