Эта статья открывает рубрику «Украинские велопутешественники», и в ней мы хотим познакомить вас с интересной личностью Сергеем Толстихиным.
Он не является рекордсменом или выдающимся велосипедистом, но его история довольно интересна и несколько необычна. Первая наша встреча с ним состоялась, когда команда «Велогена» была на «Велофоруме» в Харькове. Тогда мы не упустили шанс немного пообщаться с ним, и сейчас даём возможность нашим читателям ознакомиться с нашей беседой.
Добрый день, Сергей! Итак: как так случилось, что Вы выбрали велосипед в качестве основного средства передвижения для туризма и путешествий?
Привет, спасибо за приглашение на интервью, буду рад поделиться своим опытом. Случилось так, что велосипедом я увлекался с детства, как и большинство детей. А такое серьёзное увлечение началось в 2012 году, и причина была довольно-таки необычная. На тот момент я весил 110 килограммов и был довольно-таки смешным дядей.
Именно тогда я понял, что в моей жизни что-то не так, и надо с этим что-то делать. Я начал искать какой-то вид спорта, который исправил бы это положение вещей. Почему именно велосипед? Ну я, например, пробовал бегать, и пробежав несколько кругов по стадиону мне становилось лень продолжать, и я себе говорил: «Ай», махал рукой и шёл домой. А на велосипеде можно обмануть свою слабую силу воли, заехав где-то там в поле на 50 километров, когда уже сил нет, а домой возвращаться все равно надо.
Также в слове «велотуризм» значительным плюсом является доля «туризм». Просто спорт, оторванный от туризма, требует значительной силы воли. Зато, когда это велосипедная поездка до какого-то замка, водопада, к счастью, Подолье, где я живу, богато на такие места, — это, элементарно, интереснее. Поэтому я с того времени увлёкся, и, можно сказать, что моя жизнь в корне изменилась.
Понятно. А как давно Вы путешествуете на велосипеде,
где уже успели побывать?
Так сложилось, что я каждый год летом стараюсь уехать подальше. В 2011 году мы объехали на велосипедах Крым. В 2013 году проехали из Харькова в Рим, это более 3000 километров.
И с того времени каждый год где-то пару тысяч километров мы ездили. Этим летом мы проехали за 40 дней 15 стран Европы, более 4000 километров.
Ну и планируем продолжать эту традицию. Одна из наших целей на данный момент — поехать в Португалию.
А вот если сравнивать Европу и Украину в плане удобства для велопутешественников, какие недостатки или преимущества есть в украинской инфраструктуре?
Ну в плане инфраструктуры сравнивать Украину и Европу пока что сложно. Понятно, что Европа гораздо более развита, но, например, мы не уступаем Европе в количестве красивых мест для туризма.
У нас есть что смотреть, есть куда ездить на велосипедах, и, как говорится, дело за малым, — надо дать людям возможность туда приезжать.
Поэтому, я считаю, как только велоактивисты, к которым я тоже отношусь, пролоббируют создание удобных велопутей до туристических мест, поток отдыхающих и туристов вырастет в разы, причём не только украинских, но и зарубежных.
А почему вы выбрали для путешествий именно Европу, почему не в Азию, например, другую часть света?
Поскольку я римо-католик, а из Харькова до Бердичива ежегодно ездили велопаломники, я к ним присоединился, до харьковских «велокатоликов» (улыбается).
Фактически именно с этой командой я начал путешествовать. Между прочим, именно с ними я поехал в велопаломничество в Рим. Ну и вторая причина — мне Европа просто ближе.
Я учился в Польше, получал там высшее образование, ну и попасть в Европу на данный момент довольно просто. Но Азия меня привлекает, дай Бог, в следующие годы, когда Европу я переживу, переезжу, то я бы хотел попутешествовать где-то по Азии, по Африке.
Какие ваши ближайшие планы? Куда собираетесь поехать? Вы уже частично ответили на этот вопрос, сказав что ближайшая цель Португалия, но почему именно она?
Сейчас имеем две цели для путешествия. Первая, это довольно-таки банальный маршрут вокруг Черного моря. Много украинских велопутешественников уже его проехали, и мы тоже хотим его увидеть.
Вторая, это сейчас самая большая наша цель — поехать в Португалию. Куда именно? Это 3 паломнические центры: Лурд (Франция), Сантьяго-де-Компостела (Испания), Фатима (Португалия). Таким образом, мы бы посетили бы сразу три крупнейших в мире паломнических центра.
То есть это получится своеобразная
паломническое путешествие?
Да, я считаю, что банально крутить педали тоже, возможно, интересно, но когда есть такая высшая цель, увидеть святые места, где можно помолиться за ту же Украину, то это оказывает путешествия совсем иной смысл.
Вы побывали в Европе, увидели какие-то интересные или полезные для велосипедистов вещи, которые бы можно было реализовать в Украине и вашем родном Хмельницком.
Ведь Вы как человек является одновременно и советником мэра, и велоактивистом, можете посмотреть на проблему с разных сторон.
Да, я стараюсь чтобы моё увлечение «велосипедизмом», не было эгоистичным и направленным только на меня, я хочу чтобы с этого была какая-то польза городу где я живу.
Я был назначен советником мэра по вопросам инфраструктуры, также являюсь активистом и одним из основателей движения «Критическая масса».
Я и моя команда активно работаем над тем, чтобы начать создание в Хмельницком велодорожек. Забегая вперёд, хочу сказать, что мы много учимся, ездим на различные семинары, чтобы избежать типичных ошибок, которые случаются во время проектирования велодорожек.
То есть хотим сделать в Хмельницком всё сразу и красиво. Пока это идёт медленно, но возможно из-за того, что мы не хотим сделать все как-нибудь, а хотим сделать это качественно. Уже открывается первая велодорожка, а следующие уже планируются.
К счастью, наша городская рада, в отличие от многих других городов, очень нам помогает, их кабинеты для нас всегда открыты. Даже сам факт, что есть должность советника, то есть человека снизу, человека от активистов, который советует городскому главе, много о чем говорит.
Мы достаточно активно действуем в городе, проводим много интересных велосипедных мероприятий и планируем выйти на развитие велотуризма в области.
Как я уже упоминал, у нас очень много интересных туристических мест, и мы хотим довести до них велоинфраструктуру, чтобы люди могли к ним доехать. Ну и благодаря участию в этом велофоруме, генеральным партнёром которого является «Велоген», я узнал много новых вещей, и завёл много знакомых среди участников, с которыми мы будем поддерживать отношения.
Наша команда будет продолжать ездить учиться и перенимать лучший опыт и мы надеемся что Хмельницкий даст его жителям и гостям возможность свободно передвигаться различными видами транспорта.
То есть «Велофорум» именно для вас открыл, можно так сказать, перспективы, новые связи которые в будущем помогут улучшить велоинфраструктуру в Хмельницком?
Именно так, и уже первые плоды от подобных мероприятий есть. Например, с Виктором Загребой, одним из главных организаторов «Велофорума» договорились о том что он приедет в Хмельницкий со своей командой, где выступит с презентацией проекта Vision Zero for Ukraine.
Мы в Хмельницком ставим цель повысить качество дорожной инфраструктуры и свести смертность на дорогах к нулю.