Население: | 16652800 |
Велосипедов: | 16500000 |
Велосипедисты: | ~ 99,1% |
Нидерланды очень тесно связаны с велосипедами, голландец без велосипеда — это нонсенс.
В начале 20-го века большинство стран Европы были сугубо велосипедными. Автомобили и мотоциклы только начинали завоёвывать популярность, но всё ещё считались опасным и нерентабельным видом транспорта.
Дороги же принадлежали велосипедам и гужевому транспорту.
Нидерланды не были исключением. Весьма занятным будет тот факт, что нацисты после захвата Амстердама, Гааги, Роттердама и прочих крупных городов, начали отбирать велосипеды у населения и топили их в городских каналах, чтобы ограничить свободу их передвижения. Таким образом, они намеревались сковать действия Движения сопротивления (европейский аналог партизан).
Весьма забавен тот факт, что голландцы не позабыли события тех дней и не упускают возможности. Многие наверно знают, что одна из любимых кричалок голландцев во время футбольных матчей немецкой сборной или немецкими клубами это — «Верните нам наши велосипеды». Таким же образом иногда подшучивают над туристами из Германии.
С середины века ситуация изменяется. С 50-х годов автомобили начинают вытеснять велосипеды с дороги. А сам велосипед, как вид транспорта, маргинализируется. Средняя дистанция проезжаемая автомобилем увеличивается с 3.9 км в 1957 году до 23.2 км в 1975 году. Также увеличивается и количество авто на дорогах. Чтобы избежать дорожных заторов, начинается увеличение проезжей части за счёт снос близлежащих зданий. В тоже время велодвижение начинает сокращаться на 6% каждый год.
Подобное положение дел, обернулось негативными последствиями, только в 1971 году в автокатастрофах погибло около 3300 человек, из них 400 жертв были детьми до 14 лет. Это вызвало целую волну протестов по всей стране. Автомобили убивали жителей, и голландцы начали выходить на улицы с плакатами «Stop de Kindermord» («Остановите детоубийство»). Протестующие требовали обезопасить детей в качестве пешеходов и велосипедистов. Путём сокращения минимально допустимой скорости движения, а также предоставления безопасных мест для движения велосипедистов.
И слова граждан были услышаны правительством, во многом на это повлияли и экономические события. Так в 1973 году начался нефтяной кризис, известный также как «нефтяное эмбарго». Эти события способствовали тому, что правительство обратило внимание на проблемы велосипедистов.
С середины 70-х годов начинается планомерное развитие велоинфраструктуры. Центральные улицы крупных городов закрываются для автомобилей. Появляются акции «День без автомобилей», показывающие как выглядели города до засилья автомобилей. Следствием данных действий правительства стал скачок популярности велосипедов, а также сокращение количества аварий со смертельным исходом.
Сегодня очень сложно представить голландца без велосипеда. Как минимум у каждого есть хотя бы один байк, но большинства их 2-3. Один для поездок на работу, один для прогулок с друзьями и один для тренировок, чтобы постоянно быть в форме. Об огромном количестве велосипедов в стране может говорить тот факт, что из каналов Амстердама ежегодно достают тонны утопленных байков.
Тоже самой можно сказать и о велоинфраструктуре. Например, общая протяжённость всех велодорожек составляет порядка 400 км. Это позволяет каждому жителю или туристу добраться в любую точку страны не слезая с велосипеда. А о количестве велопарковок и говорить не стоит, они есть практически повсюду.
Здесь помимо прочего развита и аренда велосипедов, ведь пользоваться ими очень удобно. Можно взять байк одной точке городской сети и оставить в другой, сесть в метро доехать до нужного места и снова сесть на арендуемый велосипед. Не нужно переживать, что твой байк украдут или решать проблему где его оставить. Поэтому не удивительно, что здесь очень популярны годовые абонементы на аренду велосипедов.
Глядя на такую статистику неудивительно, что современные Нидерланды имеют статус самой велосипедной страны мира.
Но стоит сказать о грустных вещах — веловорах. Воровство велосипедов здесь имеет ужасающие масштабы. По утверждению голландской полиции ежегодно в стране крадут около 1 000 000 велосипедов! А находят лишь десятую часть.
При этом кражи происходят среди белого дня, так как ночное время полиция более бдительная, а сами граждане стараются занести велосипед в гараж или в квартиру. В то же время днём можно совершенно свободно зайти на одну из муниципальных парковок, не оснащённую камерами наблюдения и стащить практически любой велосипед.
Как правило, добычей веловоров являются недорогие сити-байки, но есть и элитные веловоры, ворующие велосипеды «под заказ». Эти ребята целятся на уникальные модели не дешевле 1500-2000 евро и работают более тонко и изыскано, ибо владельцы столь дорогих велосипедов не оставят его на обычной парковке.
Большинство краденых байков переправляется в страны Восточной Европы где и реализуется.
Одним словом у передвижения велосипедом в Нидерландах есть как свои преимущества так и недостатки. С одной стороны великолепная инфраструктура, с другой не решённая проблема с веловорами, которая может принести очень много неприятностей.