Автомобили и отношение к ним — это то что разительно отличает Украину от Центральной и Западной Европы. В то время как у нас «автомания» набирает обороты, там от автомобилей отказываются. Да это и понятно. Развитая система общественного транспорта и велоинфраструктура позволяют полностью оптимизировать городской трафик. Ни каких многочасовых пробок, загрязнения атмосферы и ДТП. В общем ничего с чем связано обилие автомобилей в городе.
В то время как в Украине автомобиль является предметом культа. Его покупают не столько для удобства, сколько для подтверждения статуса. Если провести параллель с США, где автомобили имеются в каждой семье, то там это экономически оправданно. Плохо развитая инфраструктура в большинстве городов, нахождение крупных гипермаркетов с низкими ценами за чертой города, а также низкие цены на топливо и сами автомобили по отношению к средней зарплате, делают это доступным и удобным видом транспорта. В то время как в Украине позволить авто может далеко не каждый, а его содержание обходится в круглую сумму. И это при достаточно развитой системе общественного транспорта.
Но вернёмся к Европе. Сейчас в большинстве развитых стран прослеживается чёткая тенденция отказа от личного транспорта в пользу общественного. Почему так происходит описано выше. Европейцы (и не только) пытаются сделать города безопасными и удобными для всех. Именно с этой целью около 12 крупных городов планируют в ближайшее время полностью отказаться от личных автомобилей.
Начнём мы, пожалуй, с Мадрида. Дело в том, что этот город может стать примером для Киева, Харькова или Днепра в плане реализации инфраструктуры и отказа от личного автотранспорта.
В конец 2016 года Мануэла Кармена (мэр столицы Испании) подтвердила свои планы относительно запрета личных авто в центре города. Выступая на испанском радио Cadena Ser она заявила, что к концу завершения её полномочий (а они завершаться в 2019 году) доступ на главную улицу испанской столицы будет разрешён только пешеходам и автомобилистам.
Более того, городская администрация планирует закрыть для автомобилей около 20 гектаров городских площадей до 2020 года. К этому времени специалисты по городскому планированию профильтруют 24 наиболее загруженные улицы города оптимизировав их под пешеходов и велосипедистов.
Эта инициатива является частью масштабного «плана по жизнеспособной мобильности». Его цель — снижение ежедневного использования автомобилей с 29% до 23%. Тех, кто будет нарушать запрет, буду штрафовать.
В столице Норвегии запретить личные автомобили в центре города планируют к 2019 году. А к 2025 году норвежцы планируют и вовсе запретить автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Да, господа, через 8 лет наследники викингов будут ездить только на электрокарах.
Для достижения своей цели городские чиновники планируют значительные инвестиции в развитие системы общественного транспорта. А также будет произведено переоборудованы 56 автомобильных дорог под нужды пешеходов и велосипедистов.
Чэнду является 4 по величине городом Китая и имеет население в 16 млн человек. И его постигла та же участь, что и другие мегаполисы поднебесной — загрязнение атмосферы. Конечно, он уступает в этом Пекину, но ситуация с экологией здесь не очень хорошая. Именно поэтому власти хотят полностью изменить инфраструктуру переделав её под пешеходов. В первую очередь речь идёт о новых кварталах, которые появляются очень быстро.
Чиновники хотят снизить количество автомобилей и сделать город более удобным и чистым. В этом им помогают чикагские архитекторы Эдриан Смит и Гордон Джилл, которые разработали план новой жилой территории в китайском городе Чэнду. Согласно плану ходить пешком будет гораздо удобней и проще, да на столько, что в любую точку можно будет добраться за 15 минут.
И хотя 16-милионный мегаполис не готов пока отказаться от автомобилей совсем, но им запретят доступ примерно к половине городских улиц. Изначально проект собрались реализовать до 2020 года, но из-за проблем с планированием районов этот срок сместили.
В Гамбурге продолжают работу над реализацией муниципального проекта, которые прозвали «зелёные сети». Его целью является создание удобной и продуманной инфраструктуры, которая позволит быстро попасть в любую точку города без использования автомобиля. К 2035 году эта сеть покроет 40% Гамбурга — в нее войдут парки, игровые площадки, спортивные поля и кладбища.
Уже сейчас более половины населения датской столицы предпочитают велосипед автомобилю при поездках на работу. А всё благодаря работе городских властей, которые создали чисто пешеходных и велопешеходных зон. И процесс преобразования города начался ещё в 1960-х годах. Общая протяжённость городских велодорожек составляет около 320 км, а количество автомобилистов сред горожан одно из самых низких в Европе.
Тем не менее планы датчан идут ещё дальше. Прежде всего они хотят создать в столице и его сеть велохайвеев — безопасных трасс для велосипедистов, по которым можно добраться к близлежащим населённым пунктам. Первый из 28-ми запланированных маршрутов открыли в 2014 году, а до конца 2018 года будет готов ещё 11 трасс.
Ещё одной целью датской столицы является «выход в 0» по выбросам СО2. То есть общая сумма выбросов углекислого не должна не должна превышать количество, которые успевают поглощать городские растения.
В 2014 году городские чиновники запретили автомобилям с нечётными номерами автомобиля ездить по городу в дневное время. И сразу же уровень загрязнения снизился на 30%. Сейчас же власти Парижа хотят и вовсе запретить автомобилям ездить по центру города. Так начиная с 2016 года в городской центр запрещено выезжать автомобилями, что были произведены до 1997 года. Правда только будние дни, в выходные запрет не действует.
Как заявляет мер Парижа в планах властей удвоить количество велодорожек, а также до 2020 года запретить на ряде городских улиц движение любых автомобилей, за исключением электрокаров.
В 2016 году власти Афин заявили о намерении закрыть доступ в центр города для дизельных авто начиная с 2025 года. Причина весьма банальна — стремление снизить вредные выбросы и улучшить экологическую ситуацию в городе.
Уже сейчас доступ для авто с дизельными двигателями несколько ограничен. Так в центр города не избирательно не пускают автомобили в зависимости от цифр в номерных знаков и дня недели. Но мэр Афин Гиоргос Каминис заявляет о намерении полностью убрать автомобилей из городского центра.
Подобно Афинам и Парижу, Лондон тоже планирует запретить дизельным автомобилям въезд в центр города. В настоящее же время владельцы дизельных автомобилей платят так называемый налог «налог за пробки», с них взымается 12.5 долларов за въезд в центр города в час-пик.
«В Лондоне уже оговаривают идею создания зоны с ультранизким уровнем выбросов — путем запрета всех видов дизельных автомобилей», — рассказал The Telegraph Стивен Джозеф из организации «Кампания за лучший транспорт». Вполне возможно, что все они попадут под запрет — так же, как это сделали в Париже».
Большинство улиц, что окружают центральную площадь Брюсселя, биржу и главную торговую площадь Рю Нев исконно были пешеходными. Вместе они составляют вторую по величине после Копенгагена зону в Европе зону свободную от автомобилей.
Тем не менее город продолжает поиски новых способы расширить зоны свободные от авто. Одно из последних предложений — превращение популярного четырёхполосного бульвара в чисто пешеходную зону. Также власти города в 2016 году объявили, что начиная с 2018 года въезд в город дизельным автомобилям, выпущенным до 1998 года будет запрещён.
Не только в Европе намечается тенденция на отказ от автомобилей. К примеру, в апреле 2016 года власти Мехико тоже решили сократить количество автомобилей в городах. Так некоторым автомобилям запретили въезд в городской центр автомобилям в течение 2 дней в неделю, а также в течение 2 суббот в месяц.
Автомобили, которым разрешается въезд в город, определяются на основе очерёдности согласно номерным знакам.
По утверждению Associated Press, эта практика применяется к ориентировочно двум миллионам машин и помогает уменьшить высокий уровень смога в городе.
Кто-то идёт путём запрета, ну а кто-то путём убеждения. К примру, власти канадского Ванкувера сумели убедить горожан пересесть с автомобиля на общественный транспорт не прибегая к запретам.
Как утверждает сайт Citylab (сайт на тему урбанистики), начиная с 2015 года около половины своих поездок жители Ванкувера совершают пешком либо используя велосипеды или общественный транспорт.
Такое положение дел связанно с расширением сети велодорожек, а также благодаря тому, что ещё с 1970-х годов власти города вектор стратегии начав ориентироваться на пешеходов и велосипедистов, а не на автомобилистов.
И хотя Нью-Йорк пока не планирует запретить автомобили в ближайшем будущем, тем не менее он может послужить примером того, как крупный мегаполис решает проблему автомобильной перегруженности. В городе увеличивают количество пешеходных зон, а вместе сними развивают сервисы по прокату велосипедов и расширяют метрополитен.
Часть популярных среди горожан рекреационных зон, таких как Таймс-сквер, Геральд-сквер и Мэдисон Сквер Парк, являются лишь пешеходными.
В течение трех суббот в августе 2016 года сотни тысяч людей воспользовались преимуществами Summer Streets — ежегодного мероприятия, во время которого машинам запрещено двигаться по загруженным улицам, объединяющих Централ Парк и Бруклинский мост, и эти улицы открыты для пешеходов.
Таким образом можно сказать, что желание сократить количество автомобилей в городе и тем самым улучшить экологическую ситуацию и обезопасить горожан, является общемировую тенденцию. И чем быстрее Украина присоединится к ней быстрее ощутит преимущества.
Статья опубликована по материалам статьи Business Insider «12 major cities that are starting to go car-free» Leanna Garfield