"Тормоз – только для трусов" – такую шутку можно услышать не только от велосипедистов, но и от автомобилистов и мотоциклистов. Но, каждый кто сидит за рулем должен пользоваться качественными тормозами. Для велосипедистов это правило не исключение, особенно, если ты любитель опасных дорог и высокой скорости.
Какие бывают тормозные механизмы и их приводы
На разные модели и типы велосипедов установлены разные тормоза и приводы. Мы расскажем о них подробнее.
В конце 70-х годов тормозной механизм устанавливался во втулку заднего колеса. Очень популярна и известна среди велосипедистов прошлого столетия втулка "торпедо", которую устанавливали на все велосипеды советского производства.
Тормоз приводился в действие оборотом педалей назад. Исходя из этого. Установить его можно было только на заднее колесо. Такую систему можно часто встретить на велосипедах городского типа, еще встречаются на моделях с многоскоростными планетарными втулками: Shimano Nexus или SRAM Spectro.
Пожалуй, самый необычный вариант – барабанный втулочный тормоз, типа как автомобильный. Его можно установить на переднее колесо, или на заднее. Также можно установить на многоскоростные планетарные втулки. Привод – тросиковый. На данный момент этот вариант встречается очень редко.
Ободной тормоз – появился в силу вот таких обстоятельств: скоростной велосипед из-за своих конструкторских особенностей не может иметь цепные тормоза. Потому что заднему переключателю нужна значительная запасная длина в нижней ветви цепи.
В ободных тормозах тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.
В последнее время популярности набирают дисковые тормоза. Это сильный тормоз, которому не страшны загрязнения и неровности ободов. И кроме того, отсутствует изнашивание ободов в процессе торможения.
На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.
Область применения
Втулочные тормоза: городские велосипеды (citybike), многоскоростные с планетарными втулками, односкоростные велосипеды, например, складных. Это может быть единственный тормоз на велосипеде, иногда, на переднее колесо устанавливают тормоз другого типа.
Ободные тормоза для многоскоростных велосипедов. Таких как: шоссейные велосипеды, туринги, гибриды, вседорожные и горные велосипеды, а также на часть многоскоростных городских велосипедов. Часто могут быть установлены дополнительные тормоза.
Дисковые тормоза, в основном, встречаются горных велосипедах высокого уровня, китайские "поделок" не в счет, хотя по мере снижения цены, скорее всего, получат более широкое распространение.
Такие веосипеды, как трековые, вообще не имеют тормозов. Торможение происходит за счет создания противодавления на педалях - ведомая звездочка постоянно жестко связана с колесом велосипеда.