Новое путешествие – это всегда в первую очередь предвкушение. А велопутешествие – тем более. Ведь задумывается оно заранее (по крайней мере – как правило), как минимум за день, а то и за месяц. В некоторых случаях - даже за год. О том, чтобы поехать на водопады, в городок Сколе, мы начали думать ещё во время поездки на Захар Беркут, в апреле 2017 (об этом эпичном путешествии под названием НЕРЕАЛЬНЫЕ КАПАТЫ можно прочитать в блоге «Велоген»). Прошло время, с гор сошёл снег, всё покрылось зеленью, причём, из-за обилия дождей в этом году леса в некоторых местах скорее напоминают джунгли с чудовищными лопухами размером с блюдо для торта, и дикой коноплей в человеческий рост.
Наш путь пролегал из Славского, через несколько поселков поменьше, вдоль реки, между горных вершин. С одной стороны, ехать по трассе легче, с другой – ехать дальше, и надо успеть вернуться в срок, так или иначе, хоть на электричке. Стоит отметить, что сама идея поездки конкретно на «Сколівські бескиди» принадлежала не мне, а Лене, но идею эту я воспринял, конечно же, с восторгом – иначе и быть не могло. Новые путешествия, новые приключения, непредсказуемые ситуации и, конечно же – некоторый риск. Ведь велосипеды мы опять брали напрокат.
Старт
Было решено встать пораньше, чтобы успеть прямо к открытию проката велосипедов. Это было необходимо, так как путь предстоял неблизкий – примерно 25 км в одну сторону, и хотя чисто математически такое расстояние можно преодолеть за несколько часов, по факту всё происходит значительно дольше. Ведь по дороге встречается невероятное количество самых увлекательных мест, непредвиденных, и просто интересных ситуаций. А сколько потрясающих кадров, проехать мимо которых равносильно маленькой смерти – и ты останавливаешься, выбираешь нужные точки, выставляешь свет. Одним словом всё как в пословице – кто рано встает тому Бог подает.
Наскоро позавтракав и заскочив по дороге в магазин, мы стартанули, навстречу целому дню новых приключений и ещё нехоженых, или скорее, неезженых нами мест. Для начала надо было выехать из Славского со стороны Тухли – в этом месте есть отличный спуск, который доставить нам огромное удовольствие, когда мы будем возвращаться. Проехав «Перлину Карпат» и заехав на родничок за свежайшей водичкой из горного ручейка (сразу над остановкой и большим знаком «Славське» есть поворот на горную дорогу – вверх метров 30 и водичка ваша), мы приблизились к переброшенному через речку Опир мостику, ведущему в сторону свалки. Здесь я хотел бы остановиться на вечных обитателях любых свалок, если и не во всём мире, то на территории стран СНГ точно. Это – цыгане.
«Обитаемый остров»
Я никогда не мог, и, наверное, уже не смогу понять, этой любви целого этноса к подобному образу жизни – обязательно свалка, обязательно пара скворечников, в которых летом, а главное – зимой, умудряются жить целыми семьями. Без воды, в удивительной антисанитарии, с черными, не отмывающимися никогда и ни при каких обстоятельствах руками, в грязной, беспощадно затасканной одежде. И вот, казалось бы – что может нравиться в подобной жизни? Какой человек в здравом уме согласится на подобное существование? Непостижимо..
Эти мысли пронеслись в наших головах, когда мы проезжали мимо свалки, наблюдая копошащихся в горах мусора детей – нам хотелось свернуть сюда просто из чистого любопытства, чтобы, проехав свалку посмотреть на кромку леса за железнодорожной насыпью. Сделав пару кадров на мосту (цыган решено было не фотографировать – все и так знают, как они выглядят и на что похожи), мы двинулись дальше.
Следующий мостик вел нас на заброшенную советскую турбазу «Рожаночка», выполненную в виде теремков. Удобства – на улице, и представляют собой длинные «пролетарские» умывальники на 20 кранов, похожие скорее на лохани для крупного рогатого скота. Все уже в нерабочем состоянии, большинство домиков заколочено, но попадаются и открытые, с разобранными пружинными кроватями.
Ехать по асфальту это совсем не то же самое что ехать по пересечённой местности в горах. С одной стороны, не так трудно, не так интересно, не требует столько внимания особенно на спуске, однако, тоже отлично. Именно в этой непринужденности – весь сок. Ты летишь со спуска, отпустив руль и тебе не надо думать о бесконечных кочках, колее, камнях и выбоинах, о попадающихся то и дело ветках или даже целых бревнах, нет. Ты свободен как птица, ты просто летишь, вдыхая полной грудью этот пьяный, ароматный горный воздух. Асфальт здесь хороший, а потому ехать одно удовольствие.
В Тухле мы решили покататься по проселочным улочкам, c волнистым, укатанным и ровным, как бумага грунтом, а затем, переехав через тоненький, держащийся на трех металлических волосках, мостик, вновь выехали на трассу. Солнце уже прилично поднялось и пекло просто немилосердно, выжигая на наших спинах загар с футболочным узором.
Местный постапокалипсис
Дальше по трассе нас ждал сюрприз – огромная, в несколько строений, заброшенная ферма. Проехать мимо нее, даже не заглянув внутрь, было выше наших сил, а потому мы молча, не сговариваясь, свернули в едва прикрытые, ржавые ворота. Этот пейзаж и все мироощущение в целом, скорее напоминало фильм «Сталкер», нежели жаркий летний день на окраине карпатского села.
Тарковский снимал свое гениальное кино при более чем скромном бюджете, а потому, и натура выбиралась соответственная – никаких декораций, лишь голая, обнаженная реальность Аномальной Зоны. Интересно, что бюджет у него был, но – после съемок, финального монтажа и закрытого показа, завистники (а у каждого гения есть завистники), сожгли к чертям комнату с материалом. Сгорело 80% пленки, и картину нужно было снимать заново. И вот на оставшиеся от бюджета копейки, был снят новый фильм, и все равно – гениальный.
Наши надежды не подвели – внутри это были гигантские строения для скота, давно покинувшего это место, вместе с техниками, доярками и вечно пьяным, неряшливым, но непременно добрым грузчиком. Ферма осталась еще со времен вымерших колхозов и вездесущего СОВКА.. а теперь этим самым совком подбирают разнообразный идеологический мусор пожилые люди, морщинистыми руками забирая с прилавка дорожающий хлеб.
Вдоволь накатавшись по этой заброшенной ферме (а катать по бесконечным коридорам и ангарам – это нечто), поснимав видео и сделав пару атмосферных снимков, мы двинули дальше – ведь время неумолимо гнало нас вперед. По бокам мелькали деревья, и ветер дул нам в спины, будто говоря – быстрей, быстрей..
Дорога пролегает вдоль русла реки, и довольно часто приходится ехать практически по берегу, что наполняет происходящее дополнительной красотой и шумом. Временами попадаются и стоящие прямо на обочине рыбаки – некоторые из них отчаянно старались переломать себе шеи, поворачивая головы вслед за колоритной парой, то-есть – за нами.
Парк
Подъезжая к местечку «Гребенів», после подъема в гору, справа мы увидели детский садик с отличным парком, скрытый забором. Если вы планируете катать по этому маршруту летом – обязательно сверните в этот садик-парк. Летом детей нет, он пуст, невозможно красив, здесь можно не только покататься и поснимать, но и, например, перекусить.
Двигаясь дальше, мы проехали Гребенів, и по все такому же прекрасному асфальту покатили в Сколе. В Гребеневе нам на пути попалась вдребезги пьяная женщина лет 30, с синим, разбитым лицом и в изорванной на плече куртке – она пыталась что то кричать нам вслед, по-моему, даже пробовала ухватиться вялой, непослушной рукой. Ее, наверное, можно было бы назвать слишком быстро постаревшей девушкой, с мрачной и глупой, бесполезной судьбою. Кстати, для любителей постапокалиптических пейзажей, здесь тоже есть пару заброшенных и полуразрушенных мест.
Дорога до Сколе прошла без происшествий, мы максимально нажали на педали, чтобы уложится в жесткие временные рамки. Для тех кто не хочет так себя стеснять, могу порекомендовать 2 варианта :
***
В Сколах, на вокзале, есть розетки, и там можно слегка зарядить устройства, если есть необходимость, розеток аж 4 штуки. Этот момент я отмечаю особо, так как ни в Славском, ни в Тухле ни, тем более, в крохотной заплеванной комнатке вокзала в Гребеневе розеток нет. Ни одной. Как то мы с Леной даже ездили работать в Сколе (раздавали вай-фай с телефона на ноуты и писали, обрабатывали фото), когда жили в палатке высоко в горах, у самых туч. Но это – совсем другая история, а сейчас нам надо было проехать несколько сложных, но безумно красивых километров по горным дорогам до водопадов, тех самых «Сколівських Бескидів».
Автор - Yann Babushkinn