Автостоп – совершенно уникальный способ путешествовать по миру. И дело здесь не только в уходящих вдаль бесконечных дорогах, полях и озерах, хотя, выходя на трассу в первую очередь думаешь именно об этом. Дело в людях. Лишь с годами начинаешь, кроме самой дороги, красоты и приключений, думать заранее еще и о том, кого же пошлет тебе дорога в этот раз.
Лето 2017 года я проводил в Карпатах, однако, неудержимо хотелось к морю, к тому же лето это пора фестивалей, и многие фестивали из Крыма переехали в материковую часть Украины по известным всем причинам. А значит, самое время ехать на море, под аномальное в начале августа этого года, солнце.
Чтобы ехать стопом, кроме, разумеется, решимости и любви к путешествиям, нужно еще кое-что. При этом, я хотел бы сразу отделить котлеты от мух – если вы едете к бабушке на выходные в деревню, расположенную на расстоянии 30 км, и на этом весь ваш автостоп заканчивается, хичхайкером вы не являетесь. На мой субъективный взгляд. На взгляд человека, который катается 14 лет.
Кто он?
Автостопщик, или хичхайкер (по американски), это вольная птица, Бродяга Дхармы, и Дхарма его – путь, без конца и начала. Это индеец дорог, который может с 1 долларом пересечь всю страну, при этом ехать неделю и быть сытым, помытым, здоровым и с улыбкой рассказывать очередному водителю о вчерашней вписке. С какой-то стороны, хороший, правильный автостопщик это воин добра, герой о котором не снимут кино с гигантским бюджетом. Но он знает, как выжить в поле, в лесу и многолюдном городе, он поделится с водителем булочкой и поможет любому, чем сможет. Ну, или почти любому. Конечно, образ получился идеалистичный, однако, когда в 2003 году я выходил на трассу впервые, олдовые индейцы бескрайних дорог в большинстве своем были именно такими.
Начинать путешествие следует утром, особенно, если путь неблизкий. Если вы отправляетесь впервые, нужно позаботиться о некоторых важных (с моей точки зрения), вещах.
Список можно продолжать, однако, это вы сможете сделать самостоятельно. Главное помнить, что все, что вы с собой берете, должно быть вам РЕАЛЬНО нужно, и все придется тащить на себе лично вам. Хотите с удовольствием гулять по красивым городам Европы, при этом не расталкивая людей гигантским рюкзаком? Продумайте его содержимое заранее. И не берите лишнего – это, кстати, особенно относится к девушкам.
Отправляемся
Мой рюкзак уже изначально наполовину собран, и для того чтобы собраться для путешествия в любую точку земного шара, потребуется минут 30. Максимум – час. Потому, я почти никогда не собираюсь заранее, с вечера. Просто встаю утром, складываю то, что нужно, иду в душ (реку, море – зависит от места), и вперед, к новым мирам.
Так вышло и в этот раз. Утром, под теплым, но еще не жарким солнцем, лениво просыпающемся на неправдоподобно прозрачном небе, я шел по трассе Киев-Львов и напевал песенку. Песенка была из тех дурацких песенок, что беспощадно въедаются в мозг, а потому ее пришлось переделать.
После того как начали прокладывать новую, нормальную дорогу траффик значительно увеличился, но он все же не такой хороший как на киевской трассе. Как то я даже уехал оттуда в 7 вечера под дождем, причем взял меня в машину православный монах, впоследствии ночевавший у меня дома. На удивление порядочный, скромный и добрый человек, но это уже совсем другая история. Хороший трафик (большое количество машин проходящих в нужную сторону) еще не значит, что уедете вы быстро, тем более, если вас двое. Это одна из причин, по которой я чаще всего катаюсь в одиночку. Но, в этот раз все произошло довольно быстро. Я остановил водителя, или драйвера как любила говорить в старину неформальная интеллигенция, у которого бус был до отказа забит тюками с неким товаром. Место возле водителя свободно, но с рюкзаком в ногах было тесно, хотя, это дело привычное. Главное – едем.
Восток – дело тонкое
Водитель оказался родом из Сирии, живет в Украине уже 12 лет, жена (О БОГИ!!!) не украинка! Я акцентирую на этом внимание, потому что это на самом деле редкость. Сириец был добрый и улыбчивый, угостил меня яблоками, а я его конфетами. Поговорить с ним, конечно же, было о чем, так как конфликт в Сирии столкнул лбами Россию и США.
Сириец ехал в Хмельницкий, через Тернополь – идеальный для меня вариант. Я вышел перед поворотом на окружную Хмельницкого, иначе пришлось бы ехать через весь город и потратить несколько часов. Совет начинающему хичхайкеру – не надо ехать через город, если только вас не подвозят, вы просто потеряете время и деньги на проезд по городу.
Яблоки и конфеты это, конечно, хорошо, но уже хотелось есть. Еще один совет – не покупайте еду на заправках, ибо – дорого. Особенно в Европе. Но и в Украине за несчастный французский хот дог, которому цена 12-15грн во Львове, на заправке будет стоить 25-30. Если ехать примерно день, лучше возьмите с собой пол литра ряжанки и батон, этим вы наедитесь значительно больше. Тем более что хлеб – всему голова.
Чем дальше в лес..
Следующим водителем оказался мужчина на форде. Политика его не интересовала, и он, как и сириец, как и многие до него, начал рассказывать мне самую грустную историю своей жизни. Синдром попутчика – он ведь меня больше не увидит, следовательно, можно вылить мне в ухо свои проблемы, грусть, немного радости и потом с надеждой заглядывать не в глаза, ожидая мудрого совета. Мне, честно говоря, не всегда хочется давать такие советы, особенно если едем мы ночью, я устал, хочу спать, есть, хочу в туалет и жду заправки. Но деваться некуда, приходится смотреть на людей, как говорит Будда – с милосердием. Иначе, какой ты Бродяга Дхармы?
Его история была о любви, о сильной и неприступной женщине, а работал он в очень известной компании, на высокой должности. Женщина эта была на ступеньку выше его. Она развела его с женой и бросила – кино, американское.
Когда то, буквально пару лет назад, ехать в Одессу по тернопольской трассе отваживался разве что самоубийца, так как дорожное полотно было в отвратительном состоянии. В начале августа, огромный кусок уже был отремонтирован, а на участке дороги между Тернополем и Винницей мы встретили дорожных работников верхом на технике. Процесс идет, а там где он еще не начался, множество выбоин, заплаток и трещин.
Люди и их истории, это, безусловно, важнейший фактор автостопа. Однако, красота окружающего мира и магия дороги, тянут не меньше, а даже больше. Мимо проносились леса и поля, крохотные придорожные кафетерии и городки, в которых люди с одинаковыми лицами делали одинаковые дела уже тысячу лет, говоря об одинаковых проблемах. В такие моменты чувствуешь себя будто за кулисами этого мира, наблюдая за неутомимым движением в этом муравейнике. По пути мы сделали остановку – я купил молока у доброй бабушки, 1.5 литра 20грн. Отлично.
Одесса, оборванцы и скалодром
Так, в созерцании окружающей красоты и разговорах мы постепенно подъехали к Одессе – запах лимана прокрался в машину незаметно, пока я дремал. Вопросы были лишними, запах дал все ответы и породил целую гамму переживаний, ведь впереди меня ждало море, и обязательно надо будет сгореть дотла, и отравиться шаурмой от колоритного узбека, и есть арбуз со вкусом соленого моря, сидя нагишом на камне, и рвать груши в чьем-нибудь саду..
Меня высадили на жд вокзале, и забрать меня должны были отсюда же. Я купил еды в Маке и присел в парке. Заходило солнце, оставляя на тротуаре оранжевые следы, в которых клубилась пыль. Прямо на головы прохожим с деревьев, как летний снег, сыпались лепестки какого-то цветущего дерева, которым был засажен весь парк. Идиллию прервали двое на полусогнутых, которых привлек парень с рюкзаком и кучей еды из Мака. Двое оборванцев в шлепках говорили гнусаво, протяжно и хотели денег, или еды. Или того и другого. Я дал им крекеров – крекеры им не подошли.
В деньгах им было отказано наотрез. Оборванцы не рискнули вступать в бой и отступили, а я продолжил свой ужин. Вскоре приехал Славик, и мы отправились на Скалодром, предварительно посетив супермаркет. Славик просто был голоден, а меня интересовала совершенно неподражаемая молочка от ГМЗ – местного молокозавода, которую купить можно только в Одессе и то, не везде.
О Скалодроме стоит сказать отдельно. Если вы приехали в Одессу, и ищете где переночевать – не надо искать хостел, с запахом ног и вечно поломанным бойлером, микроволновкой, или бачком в туалете зато – подешевле. Не надо. Поезжайте на скалодром, расположенный на трассе здоровья, у моря. Там за 70грн в сутки вы поставите палаточку (или тент), примете душ, поставите телефон на зарядку, отдадите в стирку грязные с дороги вещи и пойдете купаться в море. Все красиво и прилично, хотя и людно. Море в этом месте, кстати, просто волшебное. Если же денег нет совсем – есть соседний Нудистский Пляж, где можно стоять бесплатно, но мрачно воруют, и нет ни зарядок, ни душа, ни тем более стиральных машин.
Обратно, из Одессы, я ехал вместе с Леной и мы потратили на дорогу почти двое суток, причем ехали с одним и тем же водителем.
Автор - Yann Babushkinn